Финтех расправил плечи

Это обжигающе горячая тема. Сегодня всем интересно, что происходит в секторе финансовых технологий. Проект Roomian.org расскажет о том, что думает о банках «поколение Миллениума», что будет с банковским сектором, о новых возможностях для финтех и банковского сообщества.

Глобальный финансовый рынок огромен, его стоимость превышает триллионы долларов. В 2014 году банки США уже потратили около 485 миллиардов долларов на ИТ. Затраты на ИТ украинских банков не афишируются, однако крупные банки из топ-10 могут тратить на ИТ от 5 до 15 млн долларов в год. При этом банковский рынок находится лишь в самом начале своего пути по обновлению АБС и систем онлайн банкинга.

На рынке возникают новые удобные сервисы. Банки со скрипом преодолевают внутренние бюрократические процедуры и устаревшее законодательство. Однако видно, что двигаться быстрее они просто не способны, им необходимо сотрудничать с компаниями финтех-сектора, покупать лучшие из них, чтобы гармонично вписаться в новый ландшафт рынка.

За рубежом мы видим тренд в направлении сотрудничества банков и финтеха. Например, Сбербанк России и испанский BBVA создали собственные венчурные фонды для финансирования финтеха. Только эти два банка вложили около 100 миллионов в развитие своих проектов.

Что же в Украине? Живой интерес к финтеху демонстрирует ПриватБанк, ежегодно его проекты демонстрируются на Finovate, а его API помогает девелоперам создавать новые приложения. Интерес к разработке онлайн сервисов демонстрирует еще ряд других банков, однако они зачастую сознательно ограничивают себя тем, что могут предложить вендоры – скучный интерфейс онлайн-банкинга, использующего в качестве платежного решения «Портмоне», и минималистичное мобильное приложение, на поддержку которых выделяется пара сосисок, не говоря уже об отсутствии нормальных маркетинговых активностей.

Поэтому вполне естественно, что ситуация, при которой банки хотят выглядеть лучше, чем они есть на самом деле, вызывает неприязнь у нового поколения. Украинской «инновационный» банк, попахивающий формалином и прикрытый банковской риторикой, или онлайн-банкинг, для входа в который необходимо заполнить и подписать от 3 до 5 различных договоров, а также сгенерировать несколько электронных ключей, вряд ли могут позитивно восприниматься «поколением Миллениума».

И по части «симпатий» к банкам Украина не является исключением. Лучше всего иллюстрирует отношение «поколения Y» к банкам индекс MDI (Millennial Disruption Index) – трехлетнее исследование предпочтений поколения рожденных в 1981-2000 годах, которое использует технологиии, сотрудничество и предпринимательство для создания, трансформации и реконструкции целых отраслей. В качестве потребителей, их ожидания радикально отличаются от всех поколений до них.

В принципе, индекс MDI показывает то, о чем мы уже давно знали (на примере США):

  • 53% не считают, что их банк предлагает что-то уникальное по сравнению с другими банками.
  • 71% с большей охотой пойдет к зубному врачу, чем послушает о чем говорит их банк.
  • 1 из 3 готов перейти в другой банк в ближайшие 90 дней.
  • 4 крупнейших банка обязательно находятся в списке наименее любимых брендов среди поколения Миллениума.
  • 73% воспользуются новыми финансовыми сервисами от Google, Amazon, Apple, PayPal, Square, а не от своего универсального банка.
  • около половины из них считают, что инновации возможны лишь в отрыве от банковской сферы.

Millennial Disruption Index

Таким образом, для финтех стартапов открываются новые горизонты. Тем более, что оценка финтех-проектов немного отличается от существующих практик. Обычно они оцениваются на порядок выше чем стартапы из других секторов просто потому что им необходимо больше денег на вход и завоевание рынка. Венчурные инвесторы это понимают. Равно как и веб-гиганты Google, Amazon, Facebook и Apple также ищут компании из сферы мобильных платежей.

В оценке компании также значительную роль играет глубина влияния финтех-проекта на банковский сектор. К примеру, альтернативные кредиторы, такие как Lending Club и Funding Circle, получают более высокие оценки, чем те, которые предоставляют сервисы непосредственно для банков. Таким образом, ожидается, что оценка банковских «вендоров» останется приблизительно такой же.

Силиконовая Долина, конечно, забирает лучших из нас. Однако время, когда на украинском рынке появятся по-настоящему интересные финтех-проекты, способные конкурировать с банками, уже не за горами.

Ок. Что же делать банкирам, которые верят в борьбу за выживание?

  1. Назначить проектам по развитию электронных каналов наивысший приоритет.
  2. Развивать и модернизировать стратегию электронного банкинга.
  3. Выделить ресурсы, необходимые для внедрения стратегии.
  4. Управлять коммуникациями в социальных медиа.
  5. Рассматривать электронный банкинг в качестве отдельного канала, а не канала привлечения клиентов в отделения или контакт-центр.
  6. На время перестать мерять его обычными коэффициентами, которые в самом начале пути могут остановить прогресс.

Ну и, конечно, нанять директора по электронным каналам. Хотя именно с этим у банков почти никогда не бывает проблем.