Вечная дилемма
Фото: gratisography
Большинство украинцев, которые успели обзавестись кредитами, пострадали от обвала гривны. В 2010 году несладко придется тем, кто живет за счет своих сбережений – пенсионерам и безработным.
Динамика стоимости золота очень красноречиво говорит о том, что инфляции следует опасаться. Продуктовые чеки украинцев в последнее время выросли практически так же сильно, как и цены на желтый металл.
Несмотря на слабый внутренний спрос, в январе 2010 года инфляция потребительских цен ускорились до 1,8%, в основном, за счет роста стоимости продуктов питания – овощей, молочных продуктов и сахара.
В то время как цены на сахар объяснялись такими устойчивыми факторами, как подъем мировых цен и дефицит предложения на внутреннем рынке, прыжок цен на молоко и овощи был, скорее всего, временным явлением, результатом сезонного тренда и отмены налоговых льгот для производителей молочных продуктов.
Пугающий рост государственных долгов
Правительства европейских стран стремительно наращивают объемы государственных заимствований и считают, что могут контролировать инфляцию. Однако их меры контроля, такие как повышение процентных ставок, более низкое потребление и наращивание банковских резервов, являются непопулярными и лишь временно облегчают ситуацию.
Таким образом, вскоре инфляция может рассматриваться как один из возможных инструментов для “бархатного” дефолта, с помощью которого у правительств-должников появляется возможность уклониться от выполнения своих обязательств.
По сценарию, центральные банки будут продолжать печатать больше денег, в то время как население с помощью накопленных сбережений, оплатит этот процесс. Как бы там ни было, а кейнсианство все еще остается излюбленным методом для финансового уничтожения среднего класса, а его идеи периодически находят новых последователей.
Не касаясь некоторых проблем, всегда присущих странам с развивающейся экономикой, в 2004-2007 годах в Украине инфляция, процентные ставки и налоговая политика были более-менее предсказуемы.
И сейчас, после смены политического руководства, хочется спросить: сможет ли Украина быть стабильным, предсказуемым местом для ведения бизнеса в течение следующих пяти лет. Ведь если посмотреть в ретроспективу, наибольшее достижение власти было как раз в том, что она убедила инвесторов – Украина именно такое место.
Прелюдия к тому, что произойдет дальше
Украинцы уже опасаются самого худшего. Это было видно по тому, как стремительно пустеют полки с продуктами первой необходимости в городских супермаркетах.
Между тем, ожидания чего-то неизбежного в экономике Украины пришли еще год назад, в то время, когда правительство приняло решение о национализации ряда крупных системных банков. Также были получены значительные финансовые вливание крупного донора – Международного валютного фонда.
С опаской относятся к нам и западные страны. Рынки капиталов предлагают Украине более высокие процентные ставки по долгам, чем другим странам Восточной Европы, что говорит о значительных сомнениях инвесторов касательно способности украинских компаний в срок выполнять свои обязательства. Сообщения о мучительных переговорах по реструктуризации займов местных компаний только усугубляют ситуацию.
Непрозрачные прогнозы
Ожидается, что процентные ставки более чем удвоятся в течение следующих пяти лет. В основе этого прогноза лежат не столько последствия финансового кризиса, сколько процесс старения населения, который невозможно остановить. Таким образом, многократно возрастет пенсионная нагрузка, что приведет к росту государственного долга не только в Украине, но и почти во всех европейских странах.
По одному из распространенных мнений, когда национальный долг достигнет неконтролируемых масштабов, правительства стран постараются найти способ уменьшить задолженность за счет инфляции, так называемого “бархатного” дефолта.
Другое мнение гласит, что более высокая инфляция приведет к перераспределению богатства от старшего поколения к младшему, которое не отягощено долгами – точно так же, как кредитный пузырь нескольких предыдущих лет больше постарался во благо старшего поколения домовладельцев, чем молодого.
Сейчас можно видеть, как экономисты закладывают основания для таких изменений уже сегодня. Вот лишь некоторые прогнозные значения инфляции: Dragon Capital: 9,5%; НБУ: 9,7%; Кабмин: 9,7%; Счетная палата: 12%; Fitch: 13%; Astrum IM: 20%. Как видим, индекс потребительских цен достаточно сильно подвержен спекуляциям аналитиков, поскольку каждый из источников, публикуя прогноз по этому индикатору, рассчитывает его значение исходя из своих политических соображений.
Что касается западных стран, там также предполагается повышение инфляции – с 2 до 4 процентов. По словам Карла Отто Похла, руководителя центрального банка Германии, инфляция подобна зубной пасте, ее очень легко выдавить из тубы, но практически невозможно вернуть обратно. Исходя из этого, раскрутив инфляционную спираль, вернуть все обратно будет практически невозможно. Итог почти всегда один – политики теряют контроль над ценами, что приводит к гиперинфляции, которая является социально и экономически разрушительным явлением, жестоко меняет жизни миллионов вкладчиков, пенсионеров, бизнесменов и инвесторов.
Конечно, в теории небольшой темп инфляции может реально содействовать развитию экономики, поскольку увеличивает затраты на хранение денег в наличной форме, поэтому люди предпочитают их направлять на потребление или инвестировать.
Манипуляции с индексом цен
Интересно, что индекс потребительских цен (ИЦ), который так любят обсуждать в Министерстве экономики, не соответствует настоящему положению дел. Расчет этого индекса является сугубо политическим явлением и уже давно не отображает реальное здоровье экономики.
Тем не менее, ИЦ продолжает оставаться тем главным божеством, вокруг которого пляшут все политики.
Между тем, для людей живущих на грани бедности, показатель инфляции означает выбор между выживанием и непосильным бременем долгов, которые объективно невозможно будет вернуть. Как долго человек будет терпеть, если он не может решить, какие счета оплачивать в первую очередь: счет за аренду, счет за коммунальные услуги или купить еду? Здесь нет наигранного драматизма, ведь для многих это стало реальностью.
В какой-то степени экономия и самые низкие заработные платы в Восточной Европе будут держать инфляцию на прошлогоднем уровне. Также, в последние несколько лет мы импортировали инфляцию из Европы, покупая автомобили. Сегодня эта ситуация изменилась, поскольку украинцы стали беднее, а кредитный источник иссяк.
Сейчас стране необходимо перейти к менее затратной экономике, уменьшить уровень долга и решить вопрос с пузырями на рынках активов. Эксперты говорят, что инфляция стоимости активов сегодня является одной из основных проблем в экономике Украины.
Что случится, если однажды все заемщики откажутся выплачивать свои ипотечные кредиты до того времени, пока не появится более справедливая процентная ставка для всех. То же самое происходит не только с банковскими продуктами, но и с любыми другими товарами. Люди на время перестают покупать автомобили, компьютеры, новые телефоны. Исходя из этой тенденции, рынок вскоре может очень видоизмениться, если осознает, что люди устали от такого вымогательства.
Нужны новые инструменты
Инфляция является фундаментом рыночного социализма и базируется на концепции бумажных денег. Бумажные деньги позволяют правительствам стран осуществлять государственные расходы по своему усмотрению, после чего инфляция легко “чистит” долги государства за счет средств наемных работников.
Банки в этом процессе являются соучастниками, поскольку любые необеспеченные деньги, которые создаются правительствами с помощью кредитов “независимых“ центробанков, мультиплицируют многократно через систему обязательного резервирования.
В итоге получается, что в современном мире банки тесно взаимодействуют с правительствами. Возможно именно для того, чтобы не допустить ошибок в непрерывном механизме создания денег, и были спасены крупнейшие коммерческие банки.
Как итог – труд наемных работников сводится к тому, чтобы правительства могли тратить деньги по своему усмотрению.
Кто-то скажет: подобный чудовищный сговор невозможен и этому нет правдивых доказательств. В этом случае стоит сделать вывод, сравнив депозитные ставки банков с реальным уровнем инфляции. При этом индекс инфляции нужно рассчитать самостоятельно, так как для каждого из нас он будет уникальным. Можно предположить, что для большинства людей ИЦ намного выше, чем декларирует Министерство статистики.
Анализируя эти проблемы, новый руководитель Национального банка неминуемо должен будет гораздо шире взглянуть на проблемы экономики и найти дополнительные инструменты для ее защиты. Сосредоточение на одном лишь валютном регулировании сильно сужает его способности поддерживать стабильность национальной денежной единицы.
Следует также понимать, что если правительство будет продолжать печатать деньги с помощью НБУ, которые станут бессмысленно тратиться на поддержку гигантского аппарата госслужащих, то предложение денежной массы, не подкрепленное соответствующим количеством товаров и услуг на рынке, неминуемо приведет к всплеску инфляции.
Артем Румянцев, специально для Banki.ua
31
ID статьи
Качественный контент нуждается в подпитке
Узнайте, как еще можно поддержать сайт
Комментарии