Вчера депутаты проголосовали в целом за проект Закона Украины 1558-1 “Про реструктуризацию обязательств по кредитам в иностранной валюте”. Похоже, что произошедшее стало полной неожиданностью и для самих народных избранников. Некоторые из них начали отзывать свои голоса.
“Завтра отзываю свой голос. Прослушал стенограмму – слов “в целом” Гройсман таки не говорил”, – написал в своем Фейсбуке Игорь Луценко, нардеп от Батькивщины.
“Никто не будет платить чьи-то долги. Точка. Действительно, закон мы приняли лихорадочно. Мне жаль наблюдать, как депутаты пытаются уйти от ответственности, отозвав свои голоса назад, – написал в Фейсбуке Владимир Парасюк. – А теперь давайте подумаем, почему у банков Порошенко и Гонтаревой во время экономического кризиса состояния выросли аж в 7-9 раз?”
Действительно, почему же получается так, что депутаты голосуют второпях, как будто кто-то “продавливает” эти решения?
Почему Верховный Совет принимает заведомо провальные законопроекты, а затем все дружно раскаиваются и ждут спасительного президентского вето?
#ПорошенкоВетуй1558 – этот хештег сегодня вышел в топ полуживого-полумертвого украинского сегмента Твиттер.
И спаситель придет.
Забавно, что именно от подобных действий нынешний состав Верховного Совета выглядит, мягко говоря, непрезентабельно. Ведь какой же это популизм, принимать законопроект в интересах нескольких сотен тысяч граждан, в то время как остальные 40 миллионов этот Верховный Совет начинают тихо ненавидеть? Это какой-то “популизм наоборот”.
А в это же время, по нашему мнению, баллы в игре накапливает президентская команда.
Чуть ранее, на закрытой встрече с Американской торговой палатой и Европейской бизнес-ассоциацией Петр Порошенко жестко раскритиковал законопроект 1558-1 о конвертации валютных кредитов по фиксированному курсу, обвинил нардепов в популизме и предложил также конвертировать по курсу 5,05 депозиты. Кроме этого, он неоднократно озвучивал жесткое намерение наложить вето на подобные законопроекты.
Учитывая предвыборное “обещание” Порошенко перевести все валютные кредиты в гривну, это звучит достаточно странно.
Цель – акцентировать внимание на проблеме и создать ситуацию, при которой нардепы проголосуют, а затем все вместе с народом решат, что все-таки не надо.
Это новый экспериментальный уровень политического урегулирования?
Зачем нужно было Верховному Совету, под руководством Гройсмана – человека из президентской команды, принимать раскритикованный самим же президентом Украины законопроект? А затем еще и публично посыпать голову пеплом?
В роли “жертвенной коровы” выступил Юрий Луценко, глава парламентской фракции “Блока Петра Порошенко”, который демонстративно подал в отставку.
Еще один рупор президента – НБУ.
“Национальный банк решительно настаивает на отклонении проекта Закона 1558-1, – вчера такой текст появился на сайте НБУ. – Если будет принят закон, требующий конвертации валютных ипотечных кредитов в гривневые, президент наложит вето. Принятие законопроекта 1558-1 будет иметь разрушительные последствия для финансовой и банковской системы. Так, если все кредиты, предоставленные физлицам-резидентам в иностранной валюте конвертировать в гривну по курсу 5,05, то банковская система понесет убытки на сумму около 100 млрд грн. Это приведет к необходимости немедленной капитализации банковской системы”.
Но действительно ли это беспокойство о банковской системе, рентабельность активов которой за полтора года упала до отрицательных -4.56% (с неплатежеспособными банками до -12.42%), а рентабельность капитала до -46,98% (с неплатежеспособными до -168,11%). Особенно в свете уменьшения количества банков в рекордные сроки с 180 до 150 финучреждений. Количество банков НБУ волнует мало. Главное – чтобы остались те, кто способен постоянно доливать деньги.
Докапитализация – достаточно эффективный инструмент по заведению в страну иностранной валюты. Особенно учитывая тот факт, что Валерия Гонтарева, человек из команды Петра Порошенко, достаточно жестко подавляет любое сопротивление банкиров. После сокращения количества банков на одну треть всего за полтора года и введенный “запрет на профессию”, критика в её адрес просто перестала звучать.
Один из топ-менеджеров НБУ несколько дней назад похвалился успешными переговорами с банкирами: все банки подтверждают готовность привлекать дополнительный капитал как только это будет необходимо.
Даже банки с иностранным капиталом, которые еще в начале 2015 года указывали на избыточную ликвидность и отсутствие необходимости докапитализации, приняли решение завести деньги.
К примеру, Укрсоцбанк (UniCredit Bank), ликвидность которого на 1 января составляла 7 млрд грн, на собрании акционеров 26 июня принял решение увеличить уставной капитал банка на 5,55 млрд гривен.
В феврале ВТБ Банк (Украина) начал процедуру увеличения капитала на 4,2 млрд грн.
Больше всех из “раскрутился” Внешэкономбанк Владимира Путина. В апреле он согласился внести в дочерний коммерческий Проминвестбанк дополнительно 9,2 млрд гривен.
Сумма, которую собираются внести всего 3 банка составляет 18,95 млрд гривен или 0.9 млрд долларов. Размеры вполне сравнимы с траншами МВФ. К примеру, сегодня на сайте фонда появилось заявление о готовности выделить второй транш в размере 1,7 млрд долл.
Благодаря траншам МВФ и докапитализации инобанков курс будет держаться не выше 21-22 грн за доллар.
Главное, чтобы краник не иссяк.
1007
ID статьи
Качественный контент нуждается в подпитке
Узнайте, как еще можно поддержать сайт
Комментарии