Без фотографии
По заявлениям в прессе, IFC была намерена инвестировать в Украину $200 млн в 2006 и около $300 млн — в 2007 году. Сколько реально было инвестировано в Украину? Сколько корпорация намерена инвестировать в 2008 году и в какие отрасли?
— С начала деятельности IFC в Украине мы профинансировали 38 проектов (инвестиции составили $886 млн). Cложно разбить инвестиции по календарным годам, потому что финансовый год в IFC отличается от календарного и длится с 1 июля по 30 июня. Если говорить о результатах нынешнего финансового года (1 июля 2007 — 30 июня 2008), то уже на сегодняшний день сумма собственных средств корпорации, вложенных в украинскую экономику, превысила $200 млн. Впереди у нас еще достаточно времени, и я думаю, что мы выполним заявленные показатели.
Стоит упомянуть некоторые проекты, в которые мы инвестировали средства. Во-первых, это финансирование, предоставленное Международному ипотечному банку, — $75 млн в виде кредитной линии и $10 млн в обмен на корпоративные права (мы вошли в капитал банка и стали одним из его миноритарных акционеров). В конце прошлого года мы подписали второе кредитное соглашение с концерном «Галнафтогаз» на общую сумму $100 млн. Эта сделка — совместная с Европейским банком реконструкции и развития, мы финансируем проект на паритетных началах. И, наконец, последняя и крупнейшая наша инвестиция на сегодняшний день — $350 млн на поддержку металлургического холдинга «Индустриальный Союз Донбасса». Эти средства будут направлены в частности на модернизацию Алчевского и Днепровского металлургических комбинатов, а также Алчевского коксохимического завода.
IFC поддерживает те отрасли украинской экономики, развитие которых, на наш взгляд, а также с точки зрения украинского правительства, является приоритетным. Во-первых, это финансирование строительства жилья, и свидетельство тому — поддержка Международного ипотечного банка. Во-вторых, это внедрение энергосберегающих технологий и модернизация устаревших производственных мощностей с внедрением мировых экологических стандартов (например, поддержка металлургического холдинга «ИСД»). И, наконец, снабжение населения топливно-энергетическими ресурсами (финансирование компании «Галнафтогаз»).
Если говорить о наших планах на будущее, то размеры финансирования будут приблизительно такими же. Мы — организация, движимая спросом на наши финансовые ресурсы, и поэтому именно спрос будет диктовать объемы финансирования в следующем году. Что касается секторов, на которых мы фокусируем свое внимание, то в дополнение к уже упомянутым сферам экономики, где мы традиционно активно работаем, — финансовый сектор, сталелитейная промышленность, производство продуктов питания — мы также планируем значительно расширить свое участие, в частности, в логистике, складских мощностях. Также нас интересует транспортная инфраструктура. Пока рано говорить о конкретных проектах, но именно сюда направлены наши взоры. Тем более, что транспортная инфраструктура приобретает особую актуальность в связи с предстоящим чемпионатом «Евро-2012».
Расскажите, пожалуйста, по каким критериям корпорация определяет интересные для инвестирования проекты?
— Как и у любого финансового института, у нас есть приоритеты, определенные правила и политика, по которым мы работаем. В чем-то — это стандартный подход, но, тем не менее, есть и определенная специфика. Она состоит в том, что мы финансируем, в основном, проекты в частном секторе, хотя есть возможность финансировать муниципальные проекты и даже государственные предприятия без государственной гарантии, но желательно с какой-то формой участия частного сектора, например, public private partnership или концессионные проекты.
Что касается основных требований, то очень важно понимать, с кем ты имеешь дело: кто является конечными собственниками, как организовано корпоративное управление на предприятии. Мы обязательно смотрим финансовую отчетность предприятия, аудированную по международным стандартам, потому что это — международный язык бизнеса. Нам очень важно понимать бизнес-стратегию или бизнес-план компании, место компании на рынке, то есть важны все аспекты, которые в той или иной мере будут влиять либо на возврат нашего кредита или на прибыльность предприятия и доходность наших акций, либо на то, каким образом мы будем из этого проекта выходить. Иными словами, нас интересует все, что связано с коммерческой состоятельностью, прибыльностью того или иного проекта. Ведь наше финансирование будет возвращаться из чистой прибыли.
Есть еще очень важная составляющая — это то, что мы называем эффектом развития (developmental impact). Каждый проект должен приносить социально-экономический эффект, иметь существенное социально-экономическое значение либо для определенного сектора (предположим, внедряется новый инструмент), либо для экономики страны в целом.
Какие проекты интересны IFC в банковском секторе?
— Я уже частично ответила на этот вопрос в начале разговора. Основные подходы остаются те же — нас интересуют частные банки, банки, в которых существует прозрачная структура собственности, внедрено корпоративное управление, разработаны четкая стратегия развития и процедуры управления рисками. Учитывая специфику украинского банковского сектора (практически треть банковского сектора контролируется международными банками), мы ищем для себя именно ту нишу, которая давала бы социально-экономический эффект. Например, рассматриваем возможность предоставления долгосрочного ипотечного кредитования, перспективы финансирования в гривне, думаем о том, как помогать секъюритизации активов, финансировать внедрение энергосберегающих технологий через систему украинских банков.
В то же время, мы не оставляем без внимания средние и небольшие региональные банки, понимая, что именно им мы могли бы помочь подняться на другой уровень. Предпочтительный вариант для нас — не просто предоставить такому банку кредитную линию, но и, возможно, стать его партнером, купив миноритарный пакет акций. Таким образом, мы привносим в банк всю глобальную экспертизу в банковском секторе, которая у нас есть. В этом случае мы имеем своего директора в совете директоров банка, который помогает банку разрабатывать стратегию, а также дополнительно предоставляем консультационные услуги, чем помогаем банку значительно вырасти не только в финансовом плане, но и с точки зрения развития и усовершенствования его правил, процедур и политики.
Какие проекты IFC 2007 года в Украине Вы считаете наиболее успешными, в том числе и в банковском секторе?
— Чтобы оценить успешность или неуспешность конкретных проектов, необходимо больше времени. Подписание кредитного соглашения — не показатель успеха. Результат мы сможем оценить, когда инвестиции заработают, когда наши финансирование и экспертиза, которую мы привносим в проект, помогут компании или банку выйти на новый уровень своего развития. Здесь могут учитываться разные показатели, например, увеличение активов банка, его успешная продажа (если это была стратегия акционеров банка) и своевременный возврат наших средств (если речь идет о кредитных ресурсах). Если мы заходим в капитал банка, то критерием успеха будет успешный выход из состава акционеров банка. Поэтому говорить о том, какие из проектов 2007 года были успешными, а какие — нет, можно будет не раньше 2010 года.
На сегодняшний день все проекты IFC в Украине как в банковском, так и в других секторах я оцениваю как успешные.
По различным мнениям, Украине существенно не хватает финансирования грядущего чемпионата «Евро-2012». Каким образом IFC будет содействовать подготовке к этому мероприятию?
— IFC однозначно может и хотела бы помочь. Мы понимаем, что это событие может стать значительным толчком для дальнейшего развития как частного сектора, так и экономики страны в целом. Совместно с нашими коллегами из Всемирного банка мы уже провели ряд консультаций и встреч с представителями различных государственных органов на центральном и муниципальном уровнях.
Заявленная правительством сумма, 126 млрд гривен, которая необходима для финансирования всех объектов, — огромна, мы прекрасно это понимаем. И, конечно же, здесь мы могли бы быть полезны Украине. Надеемся, что недавнее совещание, на котором Президент Украины дал четкое задание правительству и муниципалитетам городов, которые будут принимать чемпионат, разработать программу подготовки к «Евро-2012», станет отправной точкой, толчком к реальным действиям, и это позволит определить наше участие в возможных инвестиционных проектах.
Какие отрасли, на Ваш взгляд, выиграют больше всего от инвестиционных проектов, связанных с проведением «Евро-2012»?
— В первую очередь, конечно, выиграет транспортная инфраструктура (авто- и железные дороги, аэропорты), а также сектор туризма, в частности, спортивно-оздоровительный, рекреационный туризм. Это те сферы, которые, по идее, должны получить наиболее серьезный толчок в развитии, а также опосредованно повлиять на развитие других сфер.
Беседовал Артем Румянцев
23
ID статьи
Качественный контент нуждается в подпитке
Узнайте, как еще можно поддержать сайт
Комментарии