До самого последнего дня Дельта Банк был прибыльным

Евгений Плотица

Бизнес модель работала. Смерть банка можно классифицировать как неожиданную. Более 10 тыс человек были отправлены на улицу и десятки миллиардов гривен потерь для семей и бизнеса.

Лозунги чиновников от НБУ о очистке банковской системы и заверение что денег хватит на всех. В итоге почти через 6 мес можно сказать, что вместе с похоронами Дельты началось отпевание веры в банковскую систему.

Если ранее заявление Главы НБУ вселяло слабую надежду, что системный банк не тронут, то теперь любое заявление будет рассмотрено скорее с злобным негодованием и обостренным недоверием. Веры нет не только среди населения, но и среди коллег банкиров.

Не могу похвастаться большим кругом общения, но все коллеги руководители и владельцы банков, с которыми я могу говорить, ставят своей основной задачей выживание. Выжить не столько в конкурентной среде, сколько в среде чиновников , которые под словом “очистка” понимают уничтожение.

За все время, в течение которого Дельта боролась с проблемой ликвидности, не было не одного предложения от регулятора в духе “как вам помочь?”

Все встречи начинались с традиционных мелких угроз – от штрафа менеджменту до отбора лицензии, а затем встреча переходила к просьбе о спасении и что за это акционеры готовы сделать дружественным фирмам, каков процент акций они готовы передать или какой кредит выдать.

Никто из руководства банка не захочет спорить с НБУ, поскольку последние без напряжений могут отомстить как и лично менеджеру, которого согласовывают, на ту или иную позицию, так и банку.

Мне приходилось оказываться в такой ситуации, когда в 2009 году НБУ внедрил практику валютных аукционов и где банки отстраняли от участия за любое “кривое” слово. Возможно я не слыхал, возможно кто то из моих коллег скажет, что были приглашены в НБУ с вопросом как решать проблемы. На моей памяти такое было 1 раз в 2004 году, когда такое совещания проводил Яценюк во время памаранчевой революции и он реально слушал банкиров, но с тех пор много воды утекло.

Можно было бы спасти Дельту?

Да легко. И банк бы вернул эти деньги, как он это делал даже в 2014.

А нужно вот нужно ли было спасать?

Ответ очевиден, конечно же нет. От этого выгода была бы только Лагуну как акционеру. Гонтарева не имеет никакого авторитета нигде, только у президента (наверное).

В случае спасения никто бы не заметил, а в случае неудачи – тюрьма. Стоит ли так рисковать?

Кроме того, в НБУ ей не на кого опереться, там все тихие теоретики, которые за два года у власти сделали для банков аж ничего.

А так подняв лозунг “очистки” банковской системы можно терять банки и зарабатывать плюсы. То политика рискованная, то собственность непрозрачная… выбор широк.

Что банки делают плохо, знают все, а что хорошо – никто. Вопрос дошел уже до примитивного.

Можно ли доверять крупнейшему банку страны или нет, есть ли гарантии его спасения или поддержания, даже эту формулу НБУ боится сформулировать.

При падении же этого банка станут не только предприятия, но и платежи. Второго, который бы принял эстафету, уже нет.

Что я этим хотел сказать.

Да только то, что бездарная и бестолковая армия чиновников убила предпринимательскую структуру масштаба страны, ушла от какой либо ответственности и даже перебросила вину на других. Совок. Безумно обидно, банк был хорошим.

Источник