Александр Ярецкий
Через 4 месяца с даты внесения соответствующих изменений в ЗУ «О банках и банковской деятельности» НБУ наконец-то определился с признаками ведения банками рисковой деятельности, за которую может применить меры воздействия к банку. Перечень таковых неприятно удивил.
Во-первых, он все равно остался неисчерпывающим и Правление НБУ или созданный в непредусмотренный законом о НБУ способ надзорный Комитет могут трактовать деятельность банка по своему разумению.
Во-вторых, составлен этот перечень весьма топорно. Например, рисковой может признаваться деятельность банка в случае ведения деятельности клиентами банка, которая не имеет очевидного экономического смысла. Да-да, вам не померещилось. Не банком, а его клиентами. Именно так, где-то там, не обязательно через банк, какой-то клиент банка сдуру купит какой-нибудь трактор по завышенной стоимости (причем даже по цене, не подпадающей под пороговое значение для обязательного финансового мониторинга), а банк по этому основанию смогут обвинить в осуществлении уже банком (!) рисковой деятельности.
Также банк смогут обвинить в рисковой деятельности, если заподозрят его участие в финансовой операции, характер которой даст основания считать, что ее целью является выведение капиталов (?). Откуда, куда, кем, на основании чего? Может у выводящего и лицензия на это есть или это погашается ранее полученный кредит от нереза?
Да и вообще, говорили-говорили о либерализации валютного законодательства и здрасьте вам, приплыли.
Или вот точно также классифицируется и уклонение от налогообложения. Уж сколько копий было сломано на тему, что это вообще не относится в цивилизованных странах к сфере деятельности финансового мониторинга, что легальное уклонение или минимизация налогов вполне нормальное явление, а нелегальное – составляет состав уголовного преступления (Украина – не исключение) и никаких подозрений там быть не может, поскольку или это преступление и есть приговор суда или гуляйте лесом, товарищи проверяющие. Жаль что это все прошло мимо ангелов из НБУ.
Ну и дальше все в таком же духе.
Осуществление клиентами банка операций на основании утраченных, украденных или поддельных документов также будет трактоваться как рисковая деятельность самого банка. СБ банков лучше теперь мошенников не ловить, а то чем больше поймают, тем больше будет виноват банк в проведении рисковой деятельности. И если клиент принес поддельную справку о доходах, а банк ему по ней выдал кредит, то тоже лучше ему в этом не признаваться. Рисковая деятельность!
Вообщем, лучше бы банки еще пару месяцев пожили без этого списка, а чиновники использовали бы это время для более вдумчивой работы над такими документами. Тщательнее надо бы.
Источник
Содержание ППНБУ № 778
Изменениями в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» установлен запрет на осуществление банками рисковой деятельности, которая угрожает интересам вкладчиков или других кредиторов банка, и предоставлено право Национальному банку Украины определять в своих нормативно-правовых актах перечень признаков, наличие которых является основанием для вывода о проведении банком такой рисковой деятельности.
Во исполнение указанных законодательных норм Правление Национального банка Украины 10 ноября 2015 приняло постановление № 778. «Это постановление направлено на борьбу со схемными и мошенническими действиями. Среди других новаций документа – возложение на банк обязанности доказать, что в действиях клиента или банка нет признаков осуществления рисковой деятельности. Кроме этого, значительно усилены санкции за несоблюдение требований», – отметил директор департамента финансового мониторинга Игорь Береза.
Постановлением определен перечень признаков осуществления банком рискованной деятельности, в том числе в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Так, к признакам отнесены:
- осуществление банком операций (прямо или косвенно), не имеющих очевидной экономической целесообразности (смысла);
- осуществление косвенного кредитования связанных с банком лиц;
- невключение в перечень связанных с банком лиц, имеющих признаки связанности с банком, и с которыми банк осуществляет операции прямо или косвенно;
- осуществление операций с ценными бумагами, имеющими признаки фиктивности;
- использование банком финансовых инструментов, что приводит к искусственному улучшению финансового результата банка или фальсификацию его отчетности;
- досрочный возврат срочных средств, привлеченных от связанных с банком лиц;
- однократное грубое или систематическое нарушение банком законодательства в сфере наличного обращения.
Признаками совершения банками рисковой деятельности в сфере финансового мониторинга, в частности, могут быть:
- проведение клиентами банка финансовых операций, не имеющих очевидной экономической целесообразности (смысла)
- участие банка (предоставление банком услуг) в проведении финансовых операций, характер или последствия которых дают основания считать, что целью их осуществления является вывод капиталов, легализация криминальных доходов, ухода от налогообложения и т.п. (в частности связанных со снятием наличных средств, переводом средств по границу, куплей-продажей ценных бумаг и т.п.);
- проведение банком или клиентами банка финансовых операций, характер или последствия которых дают основания считать, что целью их осуществления является уклонение от выполнения требований и ограничений, предусмотренных банковским, валютным законодательством, законодательством по вопросам финансового мониторинга;
- неосуществление банком достаточных мер для предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- неиспользования банком права отказать в проведении клиентами банка регулярных финансовых операций, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления является использование услуг банка для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, финансирования распространения оружия массового уничтожения или совершения другого преступления;
- осуществление банком или клиентами банка финансовых операций с использованием утраченных, похищенных, поддельных документов;
- осуществление финансовой операции клиентом, который является публичным деятелем, лицом, близким или связанной с публичным деятелем, по которому банк не имеет документально подтвержденных сведений относительно источников происхождения средств (активов, прав на такие активы), достаточных для подтверждения реальных финансовых возможностей проводить или инициировать проведение соответствующей финансовой операции;
- представление банком Национальному банку недостоверной информации / документов / выводов.
Дополнительно Постановлением определены меры воздействия, которые Национальный банк Украины будет применять за совершение банком рисковой деятельности.
«У Национального банка нулевая толерантность к мошенническим действиям и привлечению банков к проведению схемных операций, – отметил директор департамента финансового мониторинга Игорь Береза. – Если это происходит, в таких случаях должны быть наказаны как лица, которые осуществляли мошеннические действия, так и финансовые учреждения, которые это допустили. Мы получили более широкий перечень санкций, которые могут быть применены – от ограничения операций до наложения штрафа в размере до 1% от уставного капитала», – отметил Игорь Береза.
Комментарии