
Дмитрий Дубилет
Давайте поговорим откровенно о таком явлении, как рефинансирование банков (и, в частности, ПриватБанка).
О “рефинансе” нас спрашивают с ехидцей к месту и не к месту:
- Мы запустили новую штуку в Приват 24!
- Да, но лучше скажите, куда вы дели рефинанс?
- Мы заплатили государству 1.5 млрд грн налогов в этом году!
- Ах вы циничные твари! Вы же брали рефинанс!
Как вы знаете, бизнес банков (упрощенно) заключается в том, чтобы собирать у населения депозиты и выдавать за счет этих ресурсов кредиты. Потому, когда началась война, и вкладчики бросились забирать депозиты, НБУ должен был поддержать банки, чтобы они могли выплачивать депозиты, как часы.
Итак, куда же пошел рефинанс НБУ? Готовы к сенсации?
Правильно, он пошел на выплату депозитов вкладчикам! Не на “покупку валюты” (люди, которые это пишут, вообще не понимают, как устроен рынок), не на “тайный вывод за границу” (в поездах?) и даже не на покупку двух рабов каждому сотруднику банка.
Еще один важный аспект. Многим почему-то кажется, что рефинанс – это что-то вроде материальной помощи. На самом деле рефинансирование – это кредит, причем чертовски дорогой (ок. 30% годовых).
Теперь, когда вы это знаете, мы можем вместе посмеяться над заявлениями таких прекрасных товарищей, как Тимошенко или Ляшко, про валютные кредиты:
- Вы не боитесь обрушить банковскую систему этим законом? Ведь убытки банков составят 100 млрд гривен?
- Нет, конечно! Ведь банки получили от НБУ как раз 100 млрд гривен рефинансирования! Все сходится!
И, наконец, про размер рефинансирования. Если смотреть на абсолютные цифры, то из 76 банков мы получили больше всех рефинансирования (чуть больше, чем Ощадбанк). Почему так? Ответ прост: потому что у нас самая значительная доля рынка депозитов в Украине.
Правильнее смотреть на другой показатель: какой процент оттока депозитов банк покрыл за свой счет.
По этому показателю ПриватБанк имеет самый высокий процент среди крупных банков. Мы – калачи тёртые, прошли через десятки кризисов, потому у нас такая консервативная политика кредитования, что позволило нам вернуть населению без помощи НБУ больше депозитов, чем многие другие банки.
Теперь, когда вы все это знаете (хотя, уверен, большинство из вас и так это знало), вы понимаете мои чувства, когда мне в комментариях задают вопрос “Куда вы дели рефинанс?”. Тот случай, когда в ответ на короткий вопрос приходится делать небольшой экскурс в Адама Смита.
А если вдруг вы столкнетесь с тем, что кто-то сокрушается на тему рефинанса, дайте ему ссылку на этот пост, пожалуйста. Спасибо!
Источник
Комментарии