Почему иностранные банки угробили банковскую систему Украины

Александр Деркач

Пару дней назад я написал пост о том, что иностранные банки угробили банковскую систему Украины. Меня многие в душе наверное раскритиковали, поэтому хочу немного объяснить.

Конечно, это определенное преувеличение и его надо воспринимать не буквально. Там было много факторов и много причастных. Я писал об этом не раз. С тактической точки зрения эти банки ценой собственных огромных потерь даже помогли нам пережить кризис 2009 и 2014 года. Но вот с точки зрения стратегии и перспектив рынка, моя точка зрения имеет право на жизнь.

И то, что они массово уходят отсюда – свидетельство полного тупика, в котором они оказались.

Многие скажут, что причина в войне, в слабой экономике, в коррупции и тд. То есть во внутренних причинах рынка. Это и так и не так. К сожалению, иностранные банки, скупив огромную часть банковского сектора, оказались совершенно не готовы работать здесь и не смогли предложить ничего внятного и тем более нового ни в менеджменте, ни в технологиях ни в работе с клиентами.

В чем причины.

Прежде всего нужно смотреть какие банки зашли в Украину в 2005 году и позже. Следует понимать, что большинство из них не являлись ни крупными ни преуспевающими по западным меркам. Скорее наоборот. Они пытались решить свои материнские проблемы, активно скупая банки в Центральной и Восточной Европе и Азии. И если им становилось нехорошо где-то, это автоматом переносилось сюда.

В 2008-2009 годах, вполне ожидаемо, на волне мирового финансового кризиса многим из них стало так нехорошо, что они вообще с трудом выжили.

В 2005 году мне довелось встречаться с большинством из них во время продажи Аваля. Если по австрийским, французским и итальянским банкам было более-менее понятно, зачем они шли на этот рынок, то что здесь собирались ловить немцы, греки, киприоты, шведы и многие другие, было для меня полной загадкой. Это стало первой причиной.

Многие заходили просто застолбить рынок, не планируя и не в состоянии его развивать. Им надо было просто расширить существующую сеть в мире и продать себя подороже через пару тройку лет. Как сказал мне СЕО одного из банков: зачем заморачиваться, если капитализация и так растет в 2 раза за 3 года. Это стало понятно позже. В самом же начале были большие надежды на западные ресурсы, технологии, подготовку кадров, программные решения и т.п.

Это уже после покупки выяснилось, что короли были голыми. Они были и сами достаточно крупными. Со своими технологиями и корпоративной культурой. Плюс накупились других банков тоже с абсолютно разной корпоративной культурой, технологиями, качеством портфеля. Вся эта каша уже находилась в состоянии трансформации. А те банки, которые они купили в Украине тоже были большими. Во многих из них уже были современные технологии, вполне успешная система управления рисками, структурами и персоналом.

Для примера, количество клиентуры и документооборот в Авале в 2005 году был сравним со всей системой Райффайзена. Всё это объединить и заставить работать в рамках одной модели очень непросто. Придя сюда, западные банки столкнулись с тем, что у них не оказалось ни внятной стратегии, ни понимания особенностей рынка, ни сильных людей, ни реально новых технологий.

Если в каком-то банке кажется, что иностранцы привнесли им какие то огромные ноу-хау, то я предполагаю, что это в сравнении с их предыдущим состоянием. А не с Авалем или Приватом, например, 2005 года.

Как клиент многих банков в 2015 году, я, к сожалению, не вижу ничего нового, чего я не знал как банкир 10 лет назад. Они начали всё ломать под себя, особо не вникая в то, что было до них. Была потеряна гибкость и ориентация на клиентов, на рынок, на конкурентов. Структура управления, которая работала в Венгрии или Чехии, не работала здесь. Избыточная централизация в полномочиях и в управлении рисками, с одной стороны, лишила регионы и отделения всякой самостоятельности и инициативы, а с другой, привела к грубейшим просчетам при выдаче кредитов.

Слабым звеном были кадры. Нельзя завоевывать рынок с исполнителями на ключевых позициях. Местные менеджеры, которые номинально управляли банками и получали кубки и почетные грамоты за менеджмент, на самом деле были не более чем публичными лицами и не принимали управленческих решений. Была разрушена существующая корпоративная структура управления. Матричная модель привела к потере управления банком, как единым организмом, раздробив его на параллельные направления, зачастую конкурировавшие друг с другом.

Западные банки оказались слабы даже там, где этого не должно было быть по определению. В управление затратами. Один из банков сократил половину из 1400 отделений по причине их убыточности. Хотя на момент продажи абсолютное большинство из них было прибыльными. Дешевая валюта, которую они выбросили на рынок, только усугубила кредитные риски.

Итог.

Купив в 2005-2007 годах лучшую часть банковского рынка Украины, западные банки в силу разных причин просто не смогли или не захотели развивать её хотя бы в тех темпах и в том направлении, в которых они развивались.

И весь этот огромный кусок, а фактически лучшая и наиболее передовая его часть, за 10 лет деградировала, выпал из конкурентной среды и была отброшена назад. А они сами стали разбегаться, теряя пушки, обозы и миллиарды долларов.

И последнее. Яркий пример, подтверждающий сказанное – ПриватБанк, который на фоне полного отсутствия конкуренции вырос в разы. И в объемах и в технологиях. Разбухнув до состояния чемодана без ручки. И превратившись в гаранта Конституции, как говорит 95 квартал. Что не есть хорошо даже для него.

Источник