Реформа не состоялась

Леонид Антоненко

Завтра мой последний день работы в Национальном банке. Я ухожу, потому что реформа, за которую я отвечал на посту Директора департамента регистрационных вопросов и лицензирования, забуксовала и начинает давать обратный ход.

Реформа не состоялась. Напротив – набирают обороты силы реакции. Злоупотребляя своим правом регистрации заключенных сделок, Национальный банк вторгается в сферу действия фундаментальных основ гражданского оборота, лишая юридической силы целые главы Гражданского кодекса. Так, несколько недель назад Нацбанк лишил юридической силы сделки об уступке прав требования и о переводе долга.

Системные проблемы, создаваемые дисфункциональным институтом регистрации, дают о себе знать, провоцируя кризисы. Один из таких кризисов будоражит Нацбанк уже третью неделю. Реакция регулятора на эти кризисы непрофессиональная, и стало быть не за горами новые кризисы.

Я и команда молодых преданных делу профессионалов, которые пришли вместе со мной в Нацбанк, сделали многое для того, чтобы предотвратить наступление этих кризисов. Мы подготовили для правления Концепцию реформирования института регистрации, обсудив ее со всеми заинтересованными департаментами Нацбанка, банками, представителями Международного валютного фонда. Если бы эти предложения были своевременно приняты, Национальный банк сегодня имел бы в своем распоряжении инструменты для управления кризисом. Но вместо того чтобы поспешить исправить ошибку, Национальный банк совершает одну за другой новые и новые ошибки.

Вместе со мной уходит Александр Бевз – руководитель Управления регистрации и лицензирования банков. Александр отвечал за важнейшее направление работы – прозрачность банковского сектора – и блестяще справился со всеми поставленными перед ним задачами. Мы сделали беспрецедентный рывок в раскрытии информации о собственниках банков, в правилах выдачи банковской лицензии и правилах покупки банков.

Наконец, мы кардинальным образом изменили требования к деловой репутации банкиров, лишив былой привлекательности нехитрую пятишаговую бизнес-модель: “1) берешь у граждананина депозит – 2) отдаешь связанному с собой лицу – 3) берешь в Нацбанке рефинанс – 4) передашь созданную в банке дыру в Фонд гарантирования вкладов – 5) создаешь новый банк и – начинаешь снова с пункта 1”. С одного года до 10 лет мы увеличили сроки дисквалификации для тех банкиров, кто слишком увлекся этой моделью зарабатывания денег за наш с вами счет.

Создав новые правила, мы вместе со всей командой Департамента – и новыми и старыми сотрудниками – последовательно воплощали их в жизнь. Благодарен каждой из вас, дорогие дамы Департамента регистрационных вопросов и лицензирования, за вашу работу. Без вашего вклада ничего бы у нас не получилось. Надеюсь, вы также как я испытываете чувство причастности к тем решительным изменениям, которые нам удалось за эти восемь месяцев сделать!

Национальный банк вскоре передаст функцию регистрации кредитов от нерезидентов в непосредственное подчинение Департамента регистрационных вопросов. Новый руководитель будет погребен под рутиной десятков тысяч регистрационных действий, за каждое из которых он будет нести личную ответственность. Это идеальный способ отвлечь усилия от более важных задач, похоронить реформы в рутине.

Мы с Александром пришли в Нацбанк за другим. Уверен, что наш опыт реформ будет востребован в другом месте.

Источник